Каталог изделий Д. Рентгена: большое бюро (VIII)
Дата добавления: 29.08.2013 · Просмотров: [2316]
Большое бюро (так называемое бюро с Аполлоном). 1783 г.
Размер. Без венчающей скульптурной группы: 154х162х93 см. (ВЫСОТАхШИРИНАхГЛУБИНА), инв. № Э.5089 (Государственный Эрмитаж).
Материал. Фанеровка снаружи - красное дерево, внутри - красное дерево, граб, палисандр. Основа - дуб, местами многократно проклеенный, кедр, массивное красное дерево; позолоченная бронза и латунь.
Происхождение. Судя по письму Екатерины II Гримму, доставлено в Эрмитаж до 1 марта 1784 года (сборник РИО, т. 23, 1878, с. 297); вероятно, около 1790 года передано в кабинет искусств Академии наук и, по-видимому, уже в первой половине XIX века возвращено в Эрмитаж.
Литература. Storch, Bd. 2, S. 63-64, 130; Gastera, p. 330-332; Roche, pi. LXXX; Huth, 1928, S. 12, 31, Taf. 21; Суслов, с. 15; Вильчевская, с. 236. илл. 5-6; Greber, S. 111-113 m. Abb.; Huth, 1955, Abb. 19; Соколова, 1967, илл. на с. 107; Бирюкова, 1974, илл. 119; Huth, 1973, S. 21, Abb. 63.
Описание. Сплошной, стоящий на цоколе низ бюро расчленен пилястрами на прямоугольные филенки, часть которых украшена плоскими декоративными арками. Спереди восемь дорических колонн поддерживают письменный стол; царга его обработана в виде антаблемента с бронзовыми консолями и триглифами и розетками во фризе. Средняя часть - письменный стол имеет крышку, в закрытом виде напоминающую скат крыши. Ребра фланкирующих ее боковых стенок украшены бронзовыми накладками в виде находящих друг на друга дукатов и фигурками лежащих сфинксов. Средняя часть со всех сторон членится на прямоугольные и круглые филенки и завершается узким антаблементом. На возвышающемся центральном ящике верхнего шкафчика помещена бронзовая фигура Аполлона на овальном ступенчатом пьедестале. Крышка ящика, за которой размещен выдвигающийся пульт для письма стоя, украшена бронзовым рельефом с играющими путти (аллегория науки). Боковые флигели верхнего шкафчика обрамлены бронзовой балюстрадой с вазами по углам. Внутренний фасад за крышкой стола членится сдвоенными бронзовыми колоннами и венчается антаблементом. По бокам - открытые арочные проемы, обрамленные бронзовыми профилями и гирляндами; под арками - по два ящика со ступенчатыми передними торцами. В центре - бронзовая дверца в виде миниатюрной стены зала; у двери лежит собака - любимая левретка Екатерины II. Нажатием на рычаг дверца-стена опускается и открывает полочки для писем. При нажатии на другой рычаг этот письменный кабинетец откатывается вглубь и на его место выдвигается другой кабинетец со множеством мелких ящичков, передние стенки которых украшены бронзовыми медалями с ручками-кольцами на них. Появление этого кабинетца сопровождается звуками флейты и чембало; музыка запрограммирована на валике музыкального механизма, встроенного в подстолье.
В задней части письменной доски в трех углублениях расположены шкатулки, крышки которых, врезанные в плоскость стола, открываются нажатием кнопки.
При повороте ключа в верхней части бюро из верхнего шкафчика автоматически выдвигается и раскладывается на всю ширину пульт для письма стоя. На задней стенке бюро, обработанной, как и прочие, в виде архитектурного фасада, нижняя центральная филенка для лучшей слышимости музыки затянута тканью.
Состояние. Реставрировано в 1980 году в мастерских Эрмитажа (реставратор В. В. Кащеев). На центральной филенке не хватает рейки жемчужника.
Изготовление. Судя по письму барона Гримма Екатерине II, бюро находилось в работе в нейвидской мастерской уже в июле 1783 года, т.е. эскизы к тому времени, очевидно, были готовы (Сборник РИО, т. 44, 1885, с. 341). По словам Гримма, бюро было почти закончено. Это первое достоверное произведение Рентгена, решенное в новых для него подчеркнуто архитектурных формах. Поскольку бюро предназначалось специально для русской императрицы, можно считать, что эти новые формы были выбраны мастером с учетом вкусов будущей покупательницы; через Гримма он, несомненно, был осведомлен о размахе строительства в Петербурге и об увлеченности им императрицы. Характер воплощения этих впечатлений, полученных в результате устной информации, показывает абсолютную самостоятельность Рентгена в создании столь характерного для второго периода его творчества так называемого архитектурного стиля.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже,
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Размер. Без венчающей скульптурной группы: 154х162х93 см. (ВЫСОТАхШИРИНАхГЛУБИНА), инв. № Э.5089 (Государственный Эрмитаж).
Материал. Фанеровка снаружи - красное дерево, внутри - красное дерево, граб, палисандр. Основа - дуб, местами многократно проклеенный, кедр, массивное красное дерево; позолоченная бронза и латунь.
Происхождение. Судя по письму Екатерины II Гримму, доставлено в Эрмитаж до 1 марта 1784 года (сборник РИО, т. 23, 1878, с. 297); вероятно, около 1790 года передано в кабинет искусств Академии наук и, по-видимому, уже в первой половине XIX века возвращено в Эрмитаж.
Литература. Storch, Bd. 2, S. 63-64, 130; Gastera, p. 330-332; Roche, pi. LXXX; Huth, 1928, S. 12, 31, Taf. 21; Суслов, с. 15; Вильчевская, с. 236. илл. 5-6; Greber, S. 111-113 m. Abb.; Huth, 1955, Abb. 19; Соколова, 1967, илл. на с. 107; Бирюкова, 1974, илл. 119; Huth, 1973, S. 21, Abb. 63.
Описание. Сплошной, стоящий на цоколе низ бюро расчленен пилястрами на прямоугольные филенки, часть которых украшена плоскими декоративными арками. Спереди восемь дорических колонн поддерживают письменный стол; царга его обработана в виде антаблемента с бронзовыми консолями и триглифами и розетками во фризе. Средняя часть - письменный стол имеет крышку, в закрытом виде напоминающую скат крыши. Ребра фланкирующих ее боковых стенок украшены бронзовыми накладками в виде находящих друг на друга дукатов и фигурками лежащих сфинксов. Средняя часть со всех сторон членится на прямоугольные и круглые филенки и завершается узким антаблементом. На возвышающемся центральном ящике верхнего шкафчика помещена бронзовая фигура Аполлона на овальном ступенчатом пьедестале. Крышка ящика, за которой размещен выдвигающийся пульт для письма стоя, украшена бронзовым рельефом с играющими путти (аллегория науки). Боковые флигели верхнего шкафчика обрамлены бронзовой балюстрадой с вазами по углам. Внутренний фасад за крышкой стола членится сдвоенными бронзовыми колоннами и венчается антаблементом. По бокам - открытые арочные проемы, обрамленные бронзовыми профилями и гирляндами; под арками - по два ящика со ступенчатыми передними торцами. В центре - бронзовая дверца в виде миниатюрной стены зала; у двери лежит собака - любимая левретка Екатерины II. Нажатием на рычаг дверца-стена опускается и открывает полочки для писем. При нажатии на другой рычаг этот письменный кабинетец откатывается вглубь и на его место выдвигается другой кабинетец со множеством мелких ящичков, передние стенки которых украшены бронзовыми медалями с ручками-кольцами на них. Появление этого кабинетца сопровождается звуками флейты и чембало; музыка запрограммирована на валике музыкального механизма, встроенного в подстолье.
В задней части письменной доски в трех углублениях расположены шкатулки, крышки которых, врезанные в плоскость стола, открываются нажатием кнопки.
При повороте ключа в верхней части бюро из верхнего шкафчика автоматически выдвигается и раскладывается на всю ширину пульт для письма стоя. На задней стенке бюро, обработанной, как и прочие, в виде архитектурного фасада, нижняя центральная филенка для лучшей слышимости музыки затянута тканью.
Состояние. Реставрировано в 1980 году в мастерских Эрмитажа (реставратор В. В. Кащеев). На центральной филенке не хватает рейки жемчужника.
Изготовление. Судя по письму барона Гримма Екатерине II, бюро находилось в работе в нейвидской мастерской уже в июле 1783 года, т.е. эскизы к тому времени, очевидно, были готовы (Сборник РИО, т. 44, 1885, с. 341). По словам Гримма, бюро было почти закончено. Это первое достоверное произведение Рентгена, решенное в новых для него подчеркнуто архитектурных формах. Поскольку бюро предназначалось специально для русской императрицы, можно считать, что эти новые формы были выбраны мастером с учетом вкусов будущей покупательницы; через Гримма он, несомненно, был осведомлен о размахе строительства в Петербурге и об увлеченности им императрицы. Характер воплощения этих впечатлений, полученных в результате устной информации, показывает абсолютную самостоятельность Рентгена в создании столь характерного для второго периода его творчества так называемого архитектурного стиля.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже,
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Читайте также:
- Каталог изделий Д. Рентгена: цилиндрическое бюро из клена и розового дерева с маркетри (IX)
- Каталог изделий Д. Рентгена: цилиндрическое бюро с часами 1785 г. (X)
Все публикации
Ваше мнение
Авторизация
Статистика
Всего предложений: 4421Сегодня: 0
Вчера: 0
Популярные
- Продам офисные стулья
Продам офисные стулья 20 штук, в отличном состоянии, работали на них меньше года. - Технологическая мебель Студио Про
Изготовим технологическую мебель по эскизам или тех. заданию заказчика или предложим следующие основные виды продукции: Консоли видеоинженера Консо...