Мебель Давида Рентгена в России и в коллекциях Эрмитажа (VI)
Дата добавления: 15.11.2011 · Просмотров: [7664]
После 1789 г. Екатерина II прекратила закупки у Рентгена. Это не помешало мастеру в 1790 г. вновь появиться в русской столице, теперь уже исключительно ради частных сделок. До сих пор считалось, что деловые отношения Рентгена с Россией на этом прервались. Однако из его писем 1793 г. следует, что мастер отнюдь не исчерпал свои намерения относительно петербургского рынка. Удалось ли ему их осуществить, остается невыясненным.
Итак, "первый мебельщик века" недаром стремился в Россию. Его ждал полный успех и признание. Сбыт его продукции приобрел здесь невиданные масштабы. Но Петербург был не только выгодным рынком. Он, со своей стороны, стимулировал новые достижения Рентгена. Думается, что колоссальные оптовые заказы императрицы и аристократии вынуждали его в большей мере разнообразить свою мебель, нежели это было необходимо в других странах. Россия побуждала Рентгена и к исключительным творениям, в которых гений мастера достиг своей вершины и превзошел себя.
Мебель Рентгена уже в момент своего поступления заняла особое место в залах Эрмитажа. В силу своей необычности она не столько выполняла здесь свое утилитарное назначение, сколько рассматривалась как объект музейной ценности. Недаром в описаниях XVIII в. рентгеновские изделия упоминаются наряду с произведениями изобразительного искусства как особая достопримечательность. Недаром около 1790 г. бюро с Аполлоном было выставлено в Академии Наук на всеобщее обозрение. В этом смысле продукция нейвидской мастерской как бы положила начало будущей мебельной коллекции Эрмитажа.
Из музейной описи 1811 г. можно узнать, что к этому времени в Эрмитаже находилось 67 достоверных произведений Рентгена. В 1847 г., в связи с постройкой Нового Эрмитажа и переделкой Старого, более простые и скромные предметы были перевезены в Таврический дворец. Затем, во второй половине XIX в., часть этих вещей послужила для меблировки дворца в Гатчине. Восемь из них хранится ныне в Павловском дворце-музее, остальные пропали во время Великой Отечественной войны.
Что же касается самых значительных, богато украшенных произведений Рентгена, то они никогда не покидали стен Эрмитажа. Лишь в 1850 г., в период перестройки А. И. Штакеншнейдером здания Старого Эрмитажа, они временно были перенесены в кладовые гофинтендантской конторы, расположенные в Театральном доме. В 1910 г. их поместили во вновь организованный Зал драгоценностей.
После революции 1917 г. собрание рентгеновской мебели в Эрмитаже пополнилось за счет национализированных частных коллекций, вещей из Зимнего Дворца и пригородных дворцов-музеев. В числе этих поступлений особого внимания заслуживают единственный в Советском Союзе образец мебели с маркетри зрелого периода творчества Рентгена и три предмета, исполненные в нейвидской мастерской еще в ту пору, когда ею руководил отец знаменитого мебельщика Абрагам Рентген (мебель мастерской Абрагама Рентгена также включена в каталог).
После того как Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа, большинство рентгеновских произведений было собрано в Белом Зале, где они экспонируются и поныне. Здесь же развернута выставка мебели Рентгена, к которой приурочен выход настоящего каталога. На выставке представлен основной состав эрмитажной коллекции.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже,
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Итак, "первый мебельщик века" недаром стремился в Россию. Его ждал полный успех и признание. Сбыт его продукции приобрел здесь невиданные масштабы. Но Петербург был не только выгодным рынком. Он, со своей стороны, стимулировал новые достижения Рентгена. Думается, что колоссальные оптовые заказы императрицы и аристократии вынуждали его в большей мере разнообразить свою мебель, нежели это было необходимо в других странах. Россия побуждала Рентгена и к исключительным творениям, в которых гений мастера достиг своей вершины и превзошел себя.
Мебель Рентгена уже в момент своего поступления заняла особое место в залах Эрмитажа. В силу своей необычности она не столько выполняла здесь свое утилитарное назначение, сколько рассматривалась как объект музейной ценности. Недаром в описаниях XVIII в. рентгеновские изделия упоминаются наряду с произведениями изобразительного искусства как особая достопримечательность. Недаром около 1790 г. бюро с Аполлоном было выставлено в Академии Наук на всеобщее обозрение. В этом смысле продукция нейвидской мастерской как бы положила начало будущей мебельной коллекции Эрмитажа.
Из музейной описи 1811 г. можно узнать, что к этому времени в Эрмитаже находилось 67 достоверных произведений Рентгена. В 1847 г., в связи с постройкой Нового Эрмитажа и переделкой Старого, более простые и скромные предметы были перевезены в Таврический дворец. Затем, во второй половине XIX в., часть этих вещей послужила для меблировки дворца в Гатчине. Восемь из них хранится ныне в Павловском дворце-музее, остальные пропали во время Великой Отечественной войны.
Что же касается самых значительных, богато украшенных произведений Рентгена, то они никогда не покидали стен Эрмитажа. Лишь в 1850 г., в период перестройки А. И. Штакеншнейдером здания Старого Эрмитажа, они временно были перенесены в кладовые гофинтендантской конторы, расположенные в Театральном доме. В 1910 г. их поместили во вновь организованный Зал драгоценностей.
После революции 1917 г. собрание рентгеновской мебели в Эрмитаже пополнилось за счет национализированных частных коллекций, вещей из Зимнего Дворца и пригородных дворцов-музеев. В числе этих поступлений особого внимания заслуживают единственный в Советском Союзе образец мебели с маркетри зрелого периода творчества Рентгена и три предмета, исполненные в нейвидской мастерской еще в ту пору, когда ею руководил отец знаменитого мебельщика Абрагам Рентген (мебель мастерской Абрагама Рентгена также включена в каталог).
После того как Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа, большинство рентгеновских произведений было собрано в Белом Зале, где они экспонируются и поныне. Здесь же развернута выставка мебели Рентгена, к которой приурочен выход настоящего каталога. На выставке представлен основной состав эрмитажной коллекции.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже,
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Читайте также:
- Хронология жизни и творчества мебельного мастера Д. Рентгена (VII)
- Каталог изделий Д. Рентгена: большое бюро (VIII)
- Каталог изделий Д. Рентгена: цилиндрическое бюро из клена и розового дерева с маркетри (IX)
- Каталог изделий Д. Рентгена: цилиндрическое бюро с часами 1785 г. (X)
Все публикации
Ваше мнение
Авторизация
Статистика
Всего предложений: 4421Сегодня: 0
Вчера: 0
Популярные
- Продам офисные стулья
Продам офисные стулья 20 штук, в отличном состоянии, работали на них меньше года. - Технологическая мебель Студио Про
Изготовим технологическую мебель по эскизам или тех. заданию заказчика или предложим следующие основные виды продукции: Консоли видеоинженера Консо...