Роль и место выдающегося мебельных дел мастера Д. Рентгена в искусстве XVIII столетия (I)
Дата добавления: 07.10.2010 · Просмотров: [2221]
В мебельном искусстве XVIII столетия творчеству выдающегося немецкого мастера Давида Рентгена (1743-1807 гг.) принадлежит особое место. Стоя в одном ряду со своими знаменитыми современниками и собратьями по ремеслу Ж.-Ф. Эбеном, Ж.-А. Ризенером, Г. Бенеманом и другими, он далеко превосходит их в интернациональном значении своего творчества и влиянии на мебельное дело последней четверти XVIII в. Особо интересной и важной кажется в этом плане сторона деятельности мастера, связанная с его работой для России.
В творчестве Рентгена выделяются два основных периода. Ранний этап, когда к немецкому мастеру приходит слава "первого мебельщика и механика века" (Ф.-М. Гримм), виртуоза своего дела, неподражаемого мастера маркетри, охватывает 60-70-е гг. XVIII в. В эту пору имя Рентгена ассоциируется прежде всего с исключительной по артистизму и своеобразию работой в области наборной мебели.
Второй период, начавшийся в 1780-е гг., укрепляет и умножает славу мастера, но теперь за этим стоят непревзойденные образцы "рентгеновского классицизма" - мебель, исполненная в технике сплошной фанеровки с бронзой. Этот этап неразрывно связан с творчеством Рентгена для России.
Наряду с Германией и Францией Россия была для Рентгена важнейшим рынком сбыта. Но нигде в мире не сохранилось такого исключительного по объему, значению и целостности собрания его произведений второго периода, как в Эрмитаже и дворцах-музеях ленинградских пригородов.
Непосредственные контакты знаменитого мебельщика с Россией начались с 1784 года и продолжались по меньшей мере в течение семи лет.
Давид Рентген приехал в Россию, будучи уже крупнейшим мастером с европейским именем. За его спиной - более чем двадцатилетний опыт работы, успех и признание как на родине, в Германии, так и в законодательнице вкусов Франции. В его творческом багаже - обширные знания и высокая профессиональная культура, полученная им от отца, незаурядного мебельщика своего времени, прекрасное образование и широта кругозора.
Трезвый практический ум, твердость и независимость характера, чрезвычайная чуткость к веяниям времени, невероятная, смелая до дерзости, предприимчивость и вместе с тем исключительная честность, - все это позволило Рентгену стать человеком, который "в своей области и в свое время... не имел личности равной себе". (Г. Хут). В его лице мы впервые в Европе встречаем не обычный тип ремесленника, ограниченного узостью цеховой организации, и даже не придворного мастера, подобного Ш. Крессану, Ж.-Ф. Эбену, Ж.-А. Ризенеру, а совсем новый тип мебельщика-коммерсанта, мастера-экспортера, в условиях полуфеодальной Германии XVIII века являвшего собой едва ли не прообраз буржуазного фабриканта.
В творчестве Рентгена выделяются два основных периода. Ранний этап, когда к немецкому мастеру приходит слава "первого мебельщика и механика века" (Ф.-М. Гримм), виртуоза своего дела, неподражаемого мастера маркетри, охватывает 60-70-е гг. XVIII в. В эту пору имя Рентгена ассоциируется прежде всего с исключительной по артистизму и своеобразию работой в области наборной мебели.
Второй период, начавшийся в 1780-е гг., укрепляет и умножает славу мастера, но теперь за этим стоят непревзойденные образцы "рентгеновского классицизма" - мебель, исполненная в технике сплошной фанеровки с бронзой. Этот этап неразрывно связан с творчеством Рентгена для России.
Наряду с Германией и Францией Россия была для Рентгена важнейшим рынком сбыта. Но нигде в мире не сохранилось такого исключительного по объему, значению и целостности собрания его произведений второго периода, как в Эрмитаже и дворцах-музеях ленинградских пригородов.
Непосредственные контакты знаменитого мебельщика с Россией начались с 1784 года и продолжались по меньшей мере в течение семи лет.
Давид Рентген приехал в Россию, будучи уже крупнейшим мастером с европейским именем. За его спиной - более чем двадцатилетний опыт работы, успех и признание как на родине, в Германии, так и в законодательнице вкусов Франции. В его творческом багаже - обширные знания и высокая профессиональная культура, полученная им от отца, незаурядного мебельщика своего времени, прекрасное образование и широта кругозора.
Трезвый практический ум, твердость и независимость характера, чрезвычайная чуткость к веяниям времени, невероятная, смелая до дерзости, предприимчивость и вместе с тем исключительная честность, - все это позволило Рентгену стать человеком, который "в своей области и в свое время... не имел личности равной себе". (Г. Хут). В его лице мы впервые в Европе встречаем не обычный тип ремесленника, ограниченного узостью цеховой организации, и даже не придворного мастера, подобного Ш. Крессану, Ж.-Ф. Эбену, Ж.-А. Ризенеру, а совсем новый тип мебельщика-коммерсанта, мастера-экспортера, в условиях полуфеодальной Германии XVIII века являвшего собой едва ли не прообраз буржуазного фабриканта.
Молодой Рентген расширил мастерскую отца в рейнском городке Нейвиде и создал невиданное по тем временам предприятие, по масштабу и организации производства не имеющее соперников на европейском континенте.
Но громкой славой Давид Рентген был обязан не только своей баснословной энергии и практической хватке. Этот деловой фабрикант и торговец был одновременно талантливым и тонким художником, неподражаемым артистом своего дела. Работал ли он в формах немецкого рококо в 1760-1770-е гг. или раннего классицизма в конце 1770-х гг., его произведения неизменно несли на себе яркую печать авторства.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже.
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Но громкой славой Давид Рентген был обязан не только своей баснословной энергии и практической хватке. Этот деловой фабрикант и торговец был одновременно талантливым и тонким художником, неподражаемым артистом своего дела. Работал ли он в формах немецкого рококо в 1760-1770-е гг. или раннего классицизма в конце 1770-х гг., его произведения неизменно несли на себе яркую печать авторства.
Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже.
Сопроводительный каталог выставки,
Ленинград, 1980 г.
Читайте также:
- Ранняя продукция нейвидской мастерской (II)
- Возникновение нового мебельного стиля Рентгена и его вдохновение екатерининской Россией (III)
- Уникальные музыкально-механические автоматы нейвидской мебели (IV)
- Бронза как неотъемлемый элемент рентгеновской мебели (V)
- Мебель Давида Рентгена в России и в коллекциях Эрмитажа (VI)
Все публикации
Ваше мнение
Авторизация
Статистика
Всего предложений: 4421Сегодня: 0
Вчера: 0
Популярные
- Продам офисные стулья
Продам офисные стулья 20 штук, в отличном состоянии, работали на них меньше года. - Технологическая мебель Студио Про
Изготовим технологическую мебель по эскизам или тех. заданию заказчика или предложим следующие основные виды продукции: Консоли видеоинженера Консо...